среда, 15 июня 2011 г.

MAXIAVALANCHE. Vallnord Bike Park, Andorra (9-13 Июня 2011))

Итак, начнем с начала….А началось все еще полгода назад, когда в ноябре Вадос выдал очень привлекательный расклад на недолгий, но очень активный, привлекательный и бюджетный отдых с велосипедом в одном из самых известных байк-парков, да еще и поучаствовать в МаксиАваланче – крупном соревновании, открытом для всех любителей горного велосипеда. Желания конечно было предостаточно, равно как и предостаточно различных «но», которые всегда сопровождают различные идеи подобного рода….особенно, если они рождаются за полгода до соответствующего события. Тем не менее через некоторое непродолжительное время решение было принято – оплатить поездку. А получится она или нет, было оставлено на волю случая. Сдать все обратно не трудно.
В итоге все сложилось благополучно и я отправился в свою первую поездку в настоящий байк-парк. Дорога получалась немного утомительной, но непрерывное созерцание чего-то нового и ощущение приближения заветной цели существенно ее облегчали.
Горы, расположенные на пути от Барселоны до Андорры, возбуждали желание поскорее расчехлить байк и погрязнуть в естественной для него среде обитания. Однако при приближении к вотчине Седрика чувства стали заметно меняться – красивые и манящие горные хребты превратились в огромные отвесные черные скалы, растущие друг из друга плотной стеной. Солнечный свет уже не доходил до дороги, петлявшей в виде множества туннелей. Уже с некоторым удивлением я смотрел по сторонам, пытаясь понять, где же тут катаются?...а может я вообще не туда приехал?

Так к вечеру я оказался в Андорре. Еще минут сорок куда только не возил меня автобус по местным склонам и переулкам столицы Ла-Вельи и другого «города» (отделяемых друг от друга одним туннелем) Ла-Массаны , пока я наконец не добрался до отеля. На ресепшене уже давно никого не было и ключ от номера был найден внутри него самого, заблаговременно открытым для меня заботливым персоналом.
Немного отвлекаясь, надо сказать, что несмотря на всю самобытную красоту, аккуратность и современность андоррских городов, среди таких гор они выглядят как-то нелепо. Как вообще сюда попали люди? Зачем надо было обосновываться на таких отвесных стенах?...может они, конечно, прятались так от набегов арабов IX в., а потом просто им стало лень вылезать из такой …долины. Как бы то ни было, но теперь сюда приезжает множество гостей, внося свой посильный вклад в 80% ВВП страны.
Мой номер был на первом этаже. В нем, как впрочем и во всех остальных, было все, что нужно как для активного отдыха, так и для самостоятельной уборки номера после него (что немаловажно, поскольку байк можно было держать непосредственно в номере).

…Однако к тому времени я уже изрядно проголодался и надо было с этим что-то делать. Нашел Вадоса, который к тому моменту мирно спал. Он меня кончено «обрадовал» тем, что тут уже давно (т.е. с 8 вечера) ничего не работает, но от голода спас даже более, чем это было необходимо (за что ему большая благодарность). Далее выясняется, что, оказавшись в подобной ситуации днем раньше, Вадим ловко подсуетился и затарился чуть ли не на неделю… В общем, вот так все удачно сложилось :) … только и пришлось, что губкой немного поработать.
Следующим утром надо было идти регистрироваться на гонку. Я задерживался из-за сбора байка и Вадим уехал немного раньше, отправив меня (поскольку я не знал, где тут что находится) к тем, кто мне бы помог в этом вопросе. Так я познакомился с людьми, которых ранее знал только заочно (представители Bad Santa Роман Балаев Sirius и Марина Кириллова, а также Никита Маков Kubas и Михаил Василенко valilenk).
Регистрация шла уже полным ходом. Народу было много, но процесс прошел довольно быстро. Предъявив паспорт и копию мед. страховки, я получил заветный номер, электронный датчик для замера моего времени, футболку с символикой ивента (которой еще предстоит сыграть одну интересную роль в нашей поездке), каталог от спонсоров и кучу других менее интересных бумажек.

В этот день были включены все три очереди подъемников, которые для участников гонки на все дни до ее завершения были абсолютно бесплатны, и многие оправлялись на гору сразу после регистрации. Я же поехал обратно в отель, где мы должны были встретиться в Вадимом, чтобы переодеться и тоже наконец начать кататься.
День выдался сырым. Мелкий и постоянный дождь методично поливал все горное пространство еще с ночи, но, естественно, это обстоятельство не могло быть для нас препятствием и мы загрузились в подъемник.

Первый спуск решили начать сразу после первой очереди (т.е. это был третий участок трассы Аваланча). К тому моменту я, воспитанный на московских «равнинных понятиях», и предположить не мог, что за такое эндуро меня там ожидает.
Но прежде было небольшое (наверное традиционное для дня раскатки) происшествие. Начало было нетрудным. Небольшой уклон позволял не обращать особого внимания на пока не такие уж частые мокрые скользкие корни и камни. Первая довольно простая, но достаточно резкая каменистая съезжалка (то место, где во время гонки собиралась наибольшая очередь) вела к асфальтированной дороге, которую надо было переехать. Поскольку впереди было много свободного пространства сильно оттармаживаться я не стал. Секунды через четыре моя передняя покрышка безжизненной тряпочкой висела на ободе – на полном ходу я влетел в бордюрный камень, который не сразу разглядел из-за немного запотевшей маски. Единственным, что я забыл с собой взять была, конечно, … запасная камера. Но был ремкомплект. Поскольку мы еще недалеко уехали от начала подъемника было решено, что лучше я поднимусь наверх, где среди кафе и магазинчиков есть один велосипедный, куплю какую-нибудь нормальную камеру, а Вадим тем временем успеет нормально съехать.

Надо отметить, что продавцы в их магазинах полные лопухи. Ладно там почти никто совсем не утруждает себя изучением элементарного английского, но даже всем понятных и общепринятых названий для типов ниппелей они оказываются тоже не все знают. В общем продавец пытался всучить мне камеру с авто ниппелем (картинка ниппеля на коробке ему тоже не много о чем говорила)… В итоге камер с вело ниппелем у них не оказалось и выхода не было, кроме как попробовать заклеить пробитую камеру, в которой зияли две дырищи мм. по шесть. Но на удивление Парктуловкий клей оказался весьма забористым – заплатки приклеились моментально и очень добротно, так что более подобных проблем за всю поездку у меня не возникло. Невеселый процесс починки был разбавлен приятным обществом Ярослава – друга Вадима с Майорки, который из-за выбитого плеча приехал сюда только с фотоаппаратом.

Тут как раз на подъемнике поднялся Вадим и мы снова поехали на трассу.

В этот раз я был более внимательным и ту злополучную съезжалку проходил более аккуратно. Но то, что было дальше, оказалось явно за самыми дальними пределами моих ожиданий.
Трейл принимает резко отрицательный уклон, вся поверхность которого состоит из мокрых камней, корней, ям, промоин и уступов, замешанных на густой земле, которая больше похожа на глину первого сорта и, забивая протектор, лишает резину всякой возможности за что-нибудь зацепиться. Бесконечное число поворотов зачатую «заводят в тупик» при первой же мысли о том, как все-таки тут надо ехать. Крутая съезжалка под ЛЭП, не являясь в общем довольно сложной технически, своей протяженностью просто высасывает все силы. Появляются еще более крутые спуски по выступающей каменной породе, которая представляет собой продольно торчащие каменные пласты с уклоном плоской части как раз по направлению движения. В заданных условиях проехать по ним не упав можно только одним способом – отпустить тормоза. Но делать это страшно, т.к. скорость набирается моментально, а за спуском следует очередной резкий поворот с деревьями, торчащими корнями и всем прочим по списку.

Некоторые такие места с непривычки просто обхожу. Постоянно случаются какие-то затыки. После очередного каменного участка проскальзываю мимо поворота – байк застревает в кустах, а я уже лежу на камнях ниже…Ну ничего, едем дальше. Неожиданно оказалась приятной быстрая съезжалка по большим угловатым булыжникам, по которым текла горная жижа – уклон был прямым и не очень страшным, резина там не держит совсем и скользит как ледянка по ледяной горке, но байк, ловко прыгая между ног и с камня на камень, удивительным образом сам едет в нужном направлении и аккуратно выкатывает к очередному повороту. Самым страшным для меня оказался очередной каменный спуск уже совсем близко к концу трассы, который наши ребята дружески прозвали «Битцевской съезжалкой». Это был не очень длинный, но очень крутой и очень мокрый склон из все тех же знакомых нам плоских продольно торчащих камней. Съехать по нему прямо, отпустив тормоза, было бы для меня форменным безумием, ибо в конце склон заканчивался узким поворотом на 90 градусов. Промахнешься – улетишь в овраг. Даже несмотря на то, что у этого спуска была более пологая часть, которая выводила на более спокойный радиус поворота, я решил пока просто сойти пешком.

Далее уже особых сложностей не было и трасса выводила непосредственного в город. Протяженность же этого спуска составила примерно 5 км.
Помыв байки, мы снова сели в подъемник с целью скатиться уже с самой вершины. Между каждой линией подъемников также спуски – не сложные, но быстрые. Часть одного из спусков между второй и третьей линиями проходила по широкой горнолыжной трассе. Периодически на трассе были сделаны поперченные канавки с небольшим бугорком для отвода воды. Подвеска с легкостью съедала эти препятствия. Но перед очередной такой канавкой я решил выдернуть переднее колесо, чтобы более мягко ее преодолеть. Но толи руки подустали, толи длинный вынос не работает в таких условиях, но у меня задуманное не получилось – разгруженное колесо воткнулось в бугорок и на скорости 35-40 км.ч. я был запущен в самостоятельный полет, который по субъективным ощущениям продолжался около 3 метров. Еще метр меня протащило по камням всей левой стороной. Еще лежа я наблюдал удивительное зрелище, как мой байк, делая всяческие сальто и прочие забавные трюки, ускакал далеко вперед. …В общем, хорошая защита – наше все. На фото ниже шлем лежит на месте, где остановился я, и байк – там, где остановился он.

Проверка систем показала, что со всеми все в порядке, и мы загрузились на очередной подъемник.
Спуск по всем трем участкам прошел без последствий. Из-за дождя по прежнему было не комфортно или страшновато проезжать некоторые участки.

Третий участок, этот жуткий даунхил, по прежнему представлял для меня определенные сложности. Более того, к его середине руки окончательно забились и любое торможение давалось очень непросто.
Потом мы забрались еще раз, но съехали уже совсем по другой трассе – быстрой и почти гладкой (насколько это понятие вообще применимо к этой местности), с выверенными контруклонами. Там уже и колодки дымить начали. …А потом и еще разок.
На этом мы решили, что уже хватит. Помыли и смазали байки, помылись и за ужином обсудили распорядок следующего дня, когда нам предстояла квалификация.
На следующий день погода значительно улучшилась, вышло Солнце.

В соответствии с выработанным распорядком встали мы по раньше, чтобы раскататься перед квалификацией и успеть отдохнуть. Тормозную ручку я переставил правее, чтобы иметь возможность тормозить двумя пальцами…на один сил уже не всегда хватало.
Сразу после того, как я разогнался в сторону спуска к подъемнику второй очереди, со мной произошла нелепая вещь – пропал задний тормоз. В смысле ручка и машинка были на месте, просто он не тормозил. Как оказалось, от тряски во время спусков раскрутился и выпал винт, фиксирующий колодки в машинке, и после несильного удара об очередной камень, колодки выскочили. Хорошо участок был пологий и я остановился благодаря переднему тормозу. Нашел я только одну колодку, а рюкзак, где были запасные, в тот день я решил не брать. Делать нечего – зашел в магазин недалеко от подъемника, объяснил мужику (который в прошлый раз не смог разобраться в типах ниппелей) всю плачевность ситуации и тот дал мне новые колодки с условием, что на следующем подъеме я ему занесу деньги (…и я их занес).
Затем я (Вадим к тому времени уже уехал) поднялся на самый верх. Ехал неспешно, чтобы по лучше изучить трассу и не растратить силы. Трасса быстро подсыхала и было очень приятно ощутить существенное улучшение так необходимого контроля над байком. Получилось найти подход к наиболее сложным участкам трассы.
Вообще, такой разминочный заезд оказался очень правильным решением. Доехав до конца у меня сформировалось четкое понимание того, что трасса мне вполне по силам, включая сложный третий участок. Организм находился в приятном тонусе (не путать с соком).
Время до квалификации прошло быстро и мы добрались до места старта. Все гонцы были распределены на группы по 100 человек. Внутри каждой группы была особая расстановка по линиям в зависимости от номера, порядок присвоения которого также был какой-то особый и зависел, помимо прочего, от индивидуальных спортивных достижений. Не известно за какие такие заслуги (кстати вполне возможно, что за представительство Клуба), мне почему-то достался очень хороший номер – стартовать я должен был во второй группе из четвертого ряда (т.е. основная масса народа была сзади).
Каждой группе было назначено свое время старта. Все внимательно следили за стартом первой группы лидеров. Важно было понять, какое место на старте наиболее выгодно и как надо стартовать, чтобы потом эту выгоду не потерять. Старт выглядел страшно. Резкий рывок сотни желающих победить суровых байкеров был похож на лавину из людей и железа. Остается только догадываться, что могло произойти, если бы они все были без защиты. Причиной этому возможно стала не очень удачная конфигурация стартового участка в виде резкого двойного поворота – те, кто уже находился в повороте, просто сносились теми, кто также хорошо разогнался, но не имел другой возможности, как ехать по более прямой траектории. Перекрестить траектории для тех, кто стартовал с противоположной стороны также не представлялось возможным. Разворачивалась настоящая битва, поскольку места для нормального обгона попадались только на протяжении первой половины трассы….В общем ценная информация об особенностях старта была получена.
Однако у меня были немного другие цели. За очками и местами я гнаться не собирался – мне было важно выявить наиболее безопасное место, чтобы спокойно пропустить тех, кто собирался активно участвовать в борьбе за хорошее время, найти комфортную для себя скорость и постараться не пропустить таких же фановых катальщиков, как я. В принципе с данной задачей я справился. После старта в окружающей меня группе все ехали примерно в одном темпе, тормозившие гонщики вежливо пропускали, никто не толкался, в «пробковых» местах все спокойно стояли в очереди и никто даже не думал лезть вперед. К середине дистанции пелетон растянулся и откровенно слабые остались сзади. Ехалось хорошо и я первый раз нормально осилил съехать всю 15-ти-км. трассу целиком без падений и других сложностей.
По результатам квалификации весь народ был перераспределен по новым группам в зависимости от показанного времени. Как оказалось, чтобы участвовать в самой гонке где-то «на центральной улице» надо было получить дополнительный стикер на номер с указанием на группу, в которой надо будет стартовать и без которого до старта могут не допустить. Но узнали мы об этом только благодаря Мише Василенко, который заранее разобрался во всех франко-испанских тонкостях правил данного мероприятия. Также мы получили расписание времени захода на подъемник и времени старта каждой группы. Дополнительной психологической нагрузкой стала новость о том, что финал оказывается будет состоять аж из двух спусков подряд….Что ж, деваться было уже некуда.
Вечером привели в порядок байки и написали краткие отчеты для twentysix’a (учитывая изложенный выше объем впечатлений сделать это было весьма непросто).

Ну вот и день финальных заездов. В назначенное время я был на старте. Первый финальный спуск во многом был похож на квалификацию. Стартовал из третьего ряда с удобной для себя стороны, пропустил вперед гонцов и ехал в своем темпе в группе «единомышленников». До середины трассы трафик был довольно приличным, что в итоге сказалось на моем времени. Но проехал все вроде нормально.
После завершения первого спуска очень много народа отказалось от повторения такого подвига. Я же вроде чувствовал себя нормально, да и желание еще прокатиться не пропало. На очередной старт поехал вместе с Вадимом и Мишей, хотя у них он был существенно раньше.
фото: Yaroslav Alpizar

Второй раз такую трассу оказалось ехать заметно тяжелее. Примерно со второй ее половины начал сильно уставать. Несмотря на то, что вокруг меня народа было уже мало и никаких «пробок» тоже не возникало, трасса ощутимо усложнилась – после того, как по ней за последние два дня в общей сложности проехало около полутора тысяч человек, все ямы и колеи стали глубже, торчащих корней больше, немногочисленные гладкие прямые в местах торможения превратились в зубодробительные терки. На последнем участке руки уже не слушались, начинаю чаще затыкаться и соскакивать. В общем до конца я еле доехал, хотя время оказалось лучше, чем в первом заезде.
Потом мы постояли на награждении, на чистом французском поблагодарили организаторов такого замечательного ивента и передали привет от всей России.
Затем привели байки и себя в порядок, все упаковали и пошли в местный ирландский бар слегка отметить завершение такой замечательной поездки. Сыграли по паре раз в бильярд и настольный футбол – и там, и там в ничью. На том и разошлись.

На следующее утро Макс (Ronin1890) любезно отвез нас на автостанцию, откуда мы отправились домой.

На испанской границе наш автобус остановили для досмотра. Внимание таможни привлекла большая коробка, в которой Вадим перевозил свой байк, и от него потребовали предъявить какой-то чек (видимо о его покупке с целью обложить пошлиной, которую в Андорре не собирают). Сначала мы этим друзьям на смеси языка, который они так упорно не хотят изучать, и жестов пытались пояснить, что это байк, он очень старый, привезен из России и теперь уезжает обратно, что мы спортсмены, участвовали в Аваланче, поэтому никаких чеков они не увидят. Все это в разных комбинациях мы на пару повторяли раза четыре. Но после каждого раза мы снова слышали: «А чек то где?». В процессе расследования такого опасного дела собрался целый консилиум пограничных «специалистов». Наверное оно могло бы продолжаться еще долго, пока один из этих друзей не обратил внимание на футболку с символикой Аваланча, которую я одел по вполне понятному поводу. Он энергично ткнул пальцем в мою сторону, сказал что-то своим неразумным коллегам по-испански и те сразу вдруг все поняли: «Аааа, Аваланч. Ну все – проезжайте». Больше приключений по дороге домой у нас не было.

П.С.
Большую часть участников составляли французы, которые стали для меня неким наглядным примером уровня развития МТБ культуры – в таком сложном соревновании они участвовали чуть ли не целыми семьями. Видел и пацанов лет по 14, и дядек лет по 50, которые порой ни чем не уступали друг другу на трассе.
Очень много небольших команд из мужиков лет 40-55, одетых в командные джерси.
В качестве призов во время награждения были выданы……картонные медали и пакетик с рекламными бумажками. Кому-то повезло немного больше и люди получили еще и шлемы от спонсоров. Но главное в этом моменте то, как все к этому отнеслись – победитель среди «стариков», например, получил шлем, который был ему явно не по размеру и он не смог его одеть. Но его лицо было переполнено искренней радостью.
Все эти моменты дали возможность хорошо ощутить, насколько сильно люди любят этот спорт, и что никакие коврижки не изменят такого их отношения…даже если они окажутся черствыми.

ФОТО:

ВИДЕО:

ЕЩЕ ОТЧЕТЫ:

1. Продолжаем сериал!

2. Дим, спасибо! Очень хороший отчет, жду продолжения! Марина)

3. Next year again! we will meet there! And with the bike, not only the camera ;)

4. Отличный репортаж, Дим! Интересненько... Но приключение - рисковое и страшноватое, э?